DINOWEB - dinosaurs web-site

Complete Data Base of Paleozoic and Mesozoic Tetrapods.
Paleo-News and illustrations. Big electronic PDF-library.

line decor

Download PDF Paleolibrary

*
?????????? ?????????
сайт о динозаврах
??????? ?????????

рейтинг сайтов
Free Hit Counters

Free Counter

myspace hit counter
Powered by counter.bloke.com

Locations of visitors to this page

В гостях у динозавра. Как спасти историю и природу от толп туристов? - Доктор культурологии рассказал корреспонденту «АиФ-Кузбасс» о том, какими находками богата Кузнецкая земля, и как их спасти от туристов, жаждущих зрелищ.

August 11 , 2016

by Наталья Исаева

Летом 2014 г. в Шестаково учёные извлекли из-под земли останки целого семейства пситтакозавров. С тех пор место находки стало популярным у туристов. В прошлом году на один только фестиваль «В гостях у динозавра» здесь собралось 3 тыс. человек, причём не только кузбассовцев, но и жителей других регионов. В этом году фестиваль прошёл 18 июня. Посмотреть на «кладбище динозавров» приехали 4 тыс. человек. О том, чем может быть опасна такая популярность, рассуждает археолог Анатолий Кулемзин.
Наши динозавры

Наталья Исаева, «АиФ-Кузбасс»: Анатолий Михайлович, пока в Шестаково не нашли целый скелет динозавра, об этом месте говорили мало. Чем оно вообще уникально? Почему динозавры жили именно здесь, а, например, не в Мариинском районе?

Анатолий Кулемзин: Впервые несколько косточек пситтакозавра в Шестаково обнаружил в 1953 г. геолог Максаковский, работавший под руководством палеонтолога Ефремова, который больше известен у нас как писатель-фантаст. В тот же год на том же месте геолог из Томского университета Лебедев нашёл череп пситтакозавра. Это вообще были первые находки динозавров в нашей стране! На следующий год сюда по просьбе Ефремова приехал геолог Рождественский. Однако лето выдалось дождливым, уровень воды в реке был высоким, поэтому он ничего не смог найти. Потом на долгое время о находках забыли. Раскопки возобновились только в 1995 г., когда сюда приехали сотрудники кафедры палеонтологии ТГУ Лещинский и Саев (они занимались не динозаврами, а изучали мамонтовую фауну на раскапываемой новосибирскими учёными палеолитической стоянке). Их студенты случайно в нескольких километрах от первоначального местонахождения обнаружили останки скелета пситтакозавра. Оказалось, ещё в 70-е гг. здесь строили дорогу от одной деревни до другой, костей, по словам местных жителей, вывернули много! Только, к сожалению, никто не обратил внимания, что это может быть ценно.

В Шестаково, конечно, условия были для динозавров благоприятные. Миллионы лет назад здесь был иной ландшафт, другой климат. Север нашей области представлял собой пологий выход моря на сушу, такая болотистая часть с мягким тёплым климатом. Травоядные динозавры смачно жевали водоросли, а хищные, урча, пожирали травоядных. Жизнь благоухала, как, например, сегодня на берегах Амазонки. Не исключено, что и на других территориях области динозавры жили. Просто именно в Шестаково они массово погибли. А Кия, активно разрушающая берег, помогла обнажить слои, где «похоронены» кости.

– Какими уникальными находками, кроме динозавров, богат наш регион? Кто ещё у нас здесь жил миллионы лет назад и кого мы ещё можем у себя найти?

– В 1997 г. я был одним из организаторов российско-американской палеонтологической экспедиции в Шестаково. Сюда мы приехали в начале июля, а уже 7 июля я нашёл какой-то непонятный для меня кусок глины с включёнными в него косточками. Палеонтологи сразу определили, что это точно не динозавр. После исследований выяснилось, что это череп ранее неизвестного миру крокодила! Назвали его, кстати, впоследствии крокодилом Кулемзина. Я тогда иронично возмутился словами Козьмы Пруткова: «Почему судьбу назвали индейкой, а не какой-либо другой более приличной птицей».

Пситтакозавры, кстати, не единственные динозавры, которые погребены в Шестаково. В Шестаково-1 лежит громадина из подотряда гигантских динозавров – зауропод! Это хищный динозавр, 8 м в высоту и 20 м в длину. Его раскопки уже много лет ведут учёные из ТГУ. В их лаборатории я видел позвонки этого гиганта на реставрации. Они размером с большую бочку! Раскопки, конечно, в Чебулинском районе будут продолжаться. Динозавров, уверен, ещё найдут. Только трудно угадать, в каком месте. Вообще, найти у нас можно многое, если придавать этому должное значение. У нас есть чем хвалиться и чем козырять.

Я 18 июня был на фестивале «В гостях у динозавра» и нашёл метеорит! Недалеко от места палеонтологических раскопок. Сейчас договорился с химиками и геологами – будем его исследовать. Возможно, именно этот метеорит и привёл к гибели динозавров. Есть мнение, что обвалился берег, и их засыпало. Но ведь берег на протяжении нескольких километров не мог просто так обвалиться, без причины. Да и крутого берега в то время здесь не было. Было заболоченное мелководье, как утверждают геологи. Думаю, метеорит упал на землю и спровоцировал извержение вулканов в районе нынешнего села Чумай. Динозавров затянуло илом, и они оказались погребены на несколько миллионов лет. Но это лишь гипотеза непрофессионала, любителя геологии и палеонтологии.
Бизнес и наука

– Именно после находки 2014 года в Шестаково стали организовывать туристические маршруты. Как вы думаете, Чебулинский район и дальше будет привлекать туристов или скоро всё снова затихнет?

– Туристов он привлекать будет, а ещё и чёрных копателей, ведь за бивни мамонтов и вообще за археологические находки дают большие деньги. Шестаковский комплекс пора спасать. В России больше нет такого места, где на одной небольшой территории было бы сконцентрировано такое количество разновременных объектов исторического, культурного и природного наследия! Здесь полтора десятка курганных групп, древние стоянки, поселения и городища, уникальное Шестаковское болото, населённое редкими и исчезающими видами животных и растений. Здесь памятники гражданской и военной истории, сохранились реликты культуры переселенцев из Центральной России. До последнего времени мы не обращали на это внимания. Если не разоряли, то нецеленаправленно разрушали: распахивали землю, вели карьерные работы, строили дороги, да и просто безразлично относились. Я пишу об этом уже 30 лет, но меня не слышат!

После раскопок 2014 г. спохватились, но не с той стороны. Стали смотреть на Шестаково с точки зрения получения денежной прибыли. Конечно, можно совмещать туризм и использование объектов историко-культурного наследия, но главная-то наша задача – сохранить их и использовать в целях науки, культуры и просвещения. А прибыль должна быть не целью, а сопутствующим результатом, который должно направить не на личное обогащение, а на сохранение этих ценностей.

В Шестаково стали толпами возить туристов. 18 июня там были тысячи людей, сотни машин и автобусов! В 1953 г. на юге Урала в Каповой пещере открыли так называемую полихромную живопись эпохи верхнего палеолита. Внутри пещеры были сажей нарисованы слоны, носороги, мамонты и т. д. Памятник не был защищён, но о нём узнали туристы и толпами туда повалили. А человек же если не потрогает – не поверит. И ведь всё стёрли! То же самое может произойти и с шестаковскими ценностями.

– Чем так навредят Шестаково туристы? Там же нет древней живописи, которую можно стереть.

– Я в прошлом году выпустил книгу «Восьмое чудо Кузбасса. Шестаковский музей-заповедник». В ней как раз и пытаюсь доказать, что Шестаково нужно срочно музеефицировать. Во-первых, никто не контролирует хозяйственную деятельность на этой территории. Элементарно – бульдозером силосную яму вырыли, в результате уничтожили курганы и могильник Шестаково-2. А там ведь маски лежали, вещи погребения. Во-вторых, неорганизованный туризм. Прежде чем сюда возить туристов, нужно создать охранные зоны, музей-заповедник под открытым небом, соответствующую инфраструктуру, чтобы элементарно было где поставить машину, отдохнуть, пообедать, сходить в туалет. Нужно проложить «тропы познания», чтобы люди знали, что нельзя трогать, куда нельзя наступать. Иначе тысячи людей своими спортивными кроссовками и шпильками вытопчут всё до последней травинки. Но власти и организаторы турбизнеса не хотят об этом думать.

Приведу простой пример. В прошлом году в Шестаково собиралось приехать высокое начальство. Срочно там снесли несколько брошенных домов старинной застройки 19-начала 20 вв., бульдозером разровняли, построили высокий зелёный забор, за которым спрятался бурьян. А дома? До них и дела нет. Так и пропадёт наш уникальный природный и археологический объект. Точнее – мы его разрушим в погоне за прибылью. Сейчас у нас телега бежит впереди лошади. В соответствии с законодательством о культурном наследии сначала объект культурного наследия нужно музеефицировать, а лишь затем экспонировать. Сегодня в Чебулинском районе на Шестаковском комплексе, на мой взгляд, идёт явное нарушение законодательства.
Досье

Анатолий Кулемзин. Родился в 1941 г. в Новосибирской области. Доктор культурологии, профессор кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры и искусств. Открыл больше 100 археологических памятников, организовывал палеонтологические исследования в Кузбассе.

Hosted by uCoz